Виды речевых нарушений
Речь является необходимым источником общения, в процессе которого она и формируется.
В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с разнообразными речевыми расстройствами. Заботливые родители обязательно обращаются за помощью к специалисту. Первая встреча логопеда и малыша посвящена знакомству, если ребенок охотно идет на контакт, то проводится речевое обследование с целью постановки логопедического заключения (диагноза). Логопедическое заключение состоит из клинического диагноза и педагогического.
Клиническая классификация нарушений устной речи:
Задержка речевого развития (ЗРР) - ставится ребенку до трех лет, если речь малыша не соответствует возрастной норме.
Дислалия — расстройство устной речи, выражающееся в нарушении звукопроизношения,при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки. Почти не встречается в последние годы.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы, возникшим до трех лет.
Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.
Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до трех лет).
Заикание- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Клиническая классификация нарушений письменной речи:
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, не связанных с правилами орфографии.
Аграфия - невозможность овладения процессом письма.
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Алексия — невозможность овладения процессом чтения.
Педагогическая классификация нарушений речи:
ФНР - фонематическое недоразвитие речи — проявляется в нарушении фонематических процессов (нарушение опознания, выделения звуков речи из потока, нарушение определения места, количества и последовательности звуков в слогах, словах).
ФНР — фонетическое недоразвитие речи — проявляется в нарушении звукопроизношения.
ФФНР — фонетико — фонематическое недоразвитие речи — проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематических процессов.
ОНР - общее недоразвитие речи — проявляется в нарушении звукопроизношения. фонематических процессов, лексико — грамматического строя речи и связной речи. Выделяют несколько уровней общего недоразвития речи: 1 уровень — полное отсутствие фразовой речи у малыша, 2 уровень — у малыша есть простая двусоставная аграмматичная фраза, 3 уровень — у малыша есть простая распространенная аграмматичная фраза, 4 уровень или нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) — неярко проявляющиеся нарушения всех компонентов речевой системы.
Дорогие родители! Не пытайтесь поставить диагноз Вашему малышу самостоятельно! Это может сделать только специалист — логопед!
Добавить комментарий