ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДЕТСКОГО САДА
Практика работы на логопункте детского сада в течение длительного времени показала стойкое увеличение количества детей с речевой патологией. При этом картина речевых нарушений воспитанников изменяется в сторону утяжеления структуры речевого дефекта и характеризуется множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными расстройствами.
Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская отмечают, что несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Так, анализ сравнительных результатов первичной диагностики речевого развития дошкольников нашего детского сада за пять лет показывает:
— у 80% детей полиморфное нарушение звукопроизношения;
— у 90% воспитанников фонематический слух не сформирован;
— у 54 % дошкольников объем активного словаря не соответствует возрастной норме, ограничен номинативно-предикативной лексикой;
— у 65% детей встречаются аграмматизмы в речи;
— у 44 % воспитанников диагностируется использование в свободном общении простой нераспространенной фразы с употреблением простых предлогов;
— у 12% дошкольников наблюдаются смысловые перестановки в предложениях;
— 20 % детей затрудняются в составлении связных высказываний.
Характерным для данной категории детей является недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Р. Е. Левина отмечала специфические особенности мышления у детей с ОНР. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Кроме того, у дошкольников отмечается отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в невозможности создания, удержания позы, нарушении переключения с одного движения на другое, плохой координации движений, нарушении пространственной ориентировки, ориентировки на плоскости, в схеме собственного тела. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Следовательно, возникает необходимость восполнить пробелы в развитии воспитанников.
Для решения речевых проблем дошкольников специалисты, учитывая ведущий вид деятельности детей, призывают на помощь игру, в частности, дидактическую игру.
По В. И. Кругликову, дидактическая игра – вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
В отечественной педагогике проблемой применения игры в образовательном процессе занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
В настоящее время этой теме посвящено немало публикаций. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Устранение речевой патологии у ребенка с ОНР продолжается в течение длительного времени. В связи с этим, задача целесообразного и адекватного применения игры на разных этапах коррекционного воздействия выходит на первый план. Систематизируя, обобщая опыт использования игры в коррекционной работе с дошкольниками в условиях логопункта, мы столкнулись с рядом проблем:
- необходимость проведения большого количества занятий с детьми разного возраста, с разнообразной структурой речевых нарушений (от ФНР до ОНР I — II уровня);
- сложность систематизации дидактического материала при всем его многообразии;
- недостаток времени для организации и проведения игр.
Поэтому, классифицируя игровой материал, мы руководствовались следующими задачами:
- Учет структуры речевого дефекта воспитанников.
- Возможность формирования всех структурных компонентов на одном речевом материале при изменении коррекционной задачи.
- Большое количество интерпретации сюжетных задач.
- Эклектичность игрового материала (сочетание игры с тренингом).
- Экологичность, безопасность используемых материалов, способствующих развитию тактильных ощущений, моторных функций дошкольников.
Используя опыт И. Лебедевой, Е. Рыбицкой, Л. Комаровой и др. авторов, мы подобрали комплексы игр, имеющих большой диапазон вариативности и функциональности. Разработали дизайн-проект и сделали заказ на изготовление нашего логопедического пособия из дерева. Почему из дерева? Потому что натуральная древесина – это экологически чистый материал. Тактильные ощущения от прикосновения к гладкой древесине приятные и согревающие. Поверхности пособия идеально отшлифованы, острые углы скруглены. Получившееся изделие покрыли акриловым лаком, акриловыми красками, что обеспечило быструю и качественную обработку пособия, что немаловажно при работе с дошкольниками.
Условно все игры, входящие в пособие, можно разделить на несколько категорий:
- «Улитки»;
- «Лабиринты»;
- «Ходилки»;
- «Игры со сказочным сюжетом».
Каждую из предложенных игр можно использовать для формирования и развития всех структурных компонентов речи. Так, с их помощью можно автоматизировать звуки любой группы, на любом этапе автоматизации и в тех словах, в которых звук стоит в нужной на данный момент и для данного ребёнка позиции.
Параллельно с автоматизацией звука во время игры решается целый комплекс коррекционных задач:
- Развитие и совершенствование навыков звукослогового анализа. Рекомендуем следующие игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Назови место звука в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Назови слово из 1, 2, 3 слогов», «Найди самое длинное и самое короткое слово», «Найди слова на определенный звук», «Сосчитай, сколько звуков в слове» и др.
- Совершенствование слоговой структуры слова.
Для игры используются предметные картинки нужной слоговой структуры: «Посмотри и назови», «Закончи предложение», «Один — много», «Два и пять», «Добавь звук», «Назови ласково» и др.
3.Развитие лексической стороны речи.
Можно использовать следующие игры и игровые упражнения: «Назови всех насекомых», «Найди шесть животных», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот» и др.
- Формирование грамматического строя речи.
«Чего много?», «Чего не стало?», «Один — много», «Назови ласково», «С кем я встретился?», «Из чего сделано?», «Какой? Какая? Какие?», «Жадина», «Он, она, оно, они», «Что есть у Тани», «Я думаю о…» и др.
- Развитие просодической стороны речи.
Ребенок, манипулируя с пособием, исполняет роль определенного персонажа: «Три медведя», «Высоко — низко», «Далеко — близко», «Громко — тихо», «Быстро — медленно» и др.
- Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти. «Фотограф», «Запомни и назови», «Четвертый лишний», «День — ночь», «Чего не стало?», «Путаница», «Что изменилось», «Назови десять предметов» и др.
- Развитие ориентировки на листе бумаги.
Ребенок проходит по дорожке и называет направление передвижения): «Найди клад», «Разведчики», «» и т.д.
Гейминизация коррекционного процесса в условиях логопункта позволяет реализовывать современные педагогические технологии, среди которых наиболее эффективной является личностно-ориентированная технология.
Ребенок, приходя в логопедический кабинет, имеет возможность выбрать из большого разнообразия игр те, которые интересны именно ему. Варианты выбора также разнообразны: можно крутить волчок или дрейдл, вынимать из сортера сигнальную фишку. Содержание речевого материала уже заранее определено логопедом.
Игры помогают сократить этапы автоматизации и дифференциации, избежать рутины при многократном повторении речевого материала, сделать коррекционный процесс увлекательным, интересным, следовательно, повысить мотивацию, а значит, и эффективность работы.
Добавить комментарий