Заговори,чтобы я тебя увидел…
Сайт логопеда Ирины Гарбуз
Логопед Ирина Гарбуз

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДЕТСКОГО САДА

Рисунок2

Практика работы на логопункте детского сада в течение длительного времени показала стойкое увеличение количества детей с речевой патологией. При этом картина речевых нарушений воспитанников изменяется в сторону утяжеления структуры речевого дефекта и характеризуется множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными расстройствами.

Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская отмечают, что несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Так, анализ сравнительных результатов первичной диагностики речевого развития дошкольников нашего детского сада за пять лет показывает:

  — у 80% детей полиморфное нарушение звукопроизношения;

  — у 90% воспитанников фонематический слух не сформирован;

  — у 54 % дошкольников объем активного словаря не соответствует возрастной норме, ограничен номинативно-предикативной лексикой;

  — у 65% детей встречаются аграмматизмы в речи;

  — у 44 % воспитанников диагностируется использование в свободном общении простой нераспространенной фразы с употреблением простых предлогов;

  — у 12% дошкольников наблюдаются смысловые перестановки в предложениях;

  — 20 % детей затрудняются в составлении связных высказываний.

  Характерным для данной категории детей является недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

  Р. Е. Левина отмечала специфические особенности мышления у детей с ОНР. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Кроме того, у дошкольников отмечается отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в  невозможности создания, удержания позы, нарушении переключения с одного движения на другое, плохой координации движений, нарушении пространственной ориентировки, ориентировки на плоскости, в схеме собственного тела. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Следовательно, возникает необходимость восполнить пробелы в развитии воспитанников.

Для решения речевых проблем дошкольников специалисты, учитывая ведущий вид деятельности детей, призывают на помощь игру, в частности, дидактическую игру.

По В. И. Кругликову, дидактическая игра – вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

В отечественной педагогике проблемой применения игры в образовательном процессе занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время этой теме посвящено немало публикаций. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Устранение речевой патологии у ребенка с ОНР продолжается в течение длительного времени. В связи с этим, задача целесообразного и адекватного применения игры на разных этапах коррекционного воздействия выходит на первый план. Систематизируя, обобщая опыт использования игры в коррекционной работе с дошкольниками в условиях логопункта,  мы столкнулись с рядом проблем:

- необходимость проведения большого количества занятий с детьми разного возраста, с разнообразной структурой речевых нарушений (от ФНР до ОНР I  — II уровня);

- сложность систематизации дидактического материала при всем его многообразии;

- недостаток времени для организации и проведения игр.

Поэтому, классифицируя игровой материал, мы руководствовались следующими задачами:

  1. Учет структуры речевого дефекта воспитанников.
  2. Возможность формирования всех структурных компонентов на одном речевом материале при изменении коррекционной задачи.
  3. Большое количество интерпретации сюжетных задач.
  4. Эклектичность игрового материала (сочетание игры с тренингом).
  5. Экологичность, безопасность используемых материалов, способствующих развитию тактильных ощущений, моторных функций дошкольников.

Используя опыт И. Лебедевой, Е. Рыбицкой, Л. Комаровой и др. авторов, мы подобрали комплексы игр, имеющих большой диапазон вариативности и функциональности. Разработали дизайн-проект и сделали заказ на изготовление нашего логопедического пособия из дерева. Почему из дерева? Потому что натуральная древесина – это экологически чистый материал. Тактильные ощущения от прикосновения к гладкой древесине приятные и согревающие. Поверхности пособия идеально отшлифованы, острые углы скруглены. Получившееся изделие покрыли акриловым лаком, акриловыми красками, что обеспечило быструю и качественную обработку пособия, что немаловажно при работе с дошкольниками.

Условно все игры, входящие в пособие, можно разделить на несколько категорий:

- «Улитки»;

- «Лабиринты»;

- «Ходилки»;

- «Игры со сказочным сюжетом».

Каждую из предложенных игр можно использовать для формирования и развития всех структурных компонентов речи. Так, с их помощью можно автоматизировать звуки любой группы, на любом этапе автоматизации и в тех словах, в которых звук стоит в нужной на данный момент и для данного ребёнка позиции.

Параллельно с автоматизацией звука во время игры решается целый комплекс коррекционных задач:

  1. Развитие и совершенствование навыков звукослогового анализа. Рекомендуем следующие игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Назови место звука в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Назови слово из 1, 2, 3 слогов», «Найди самое длинное и самое короткое слово», «Найди слова на определенный звук», «Сосчитай, сколько звуков в слове» и др.
  2. Совершенствование слоговой структуры слова.

Для игры используются предметные картинки нужной слоговой структуры: «Посмотри и назови», «Закончи предложение», «Один — много», «Два и пять», «Добавь звук», «Назови ласково» и др.

3.Развитие лексической стороны речи.

 Можно использовать следующие игры и игровые упражнения: «Назови всех насекомых», «Найди шесть животных», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот» и др.

  1. Формирование грамматического строя речи.

 «Чего много?», «Чего не стало?», «Один — много», «Назови ласково», «С кем я встретился?», «Из чего сделано?», «Какой? Какая? Какие?», «Жадина», «Он, она, оно, они», «Что есть у Тани», «Я думаю о…» и др.

  1. Развитие просодической стороны речи.

 Ребенок, манипулируя с пособием,  исполняет роль определенного персонажа: «Три медведя», «Высоко — низко», «Далеко — близко», «Громко — тихо», «Быстро — медленно» и др.

  1. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти. «Фотограф», «Запомни и назови», «Четвертый лишний», «День — ночь», «Чего не стало?», «Путаница», «Что изменилось», «Назови десять предметов» и др.
  2. Развитие ориентировки на листе бумаги.

 Ребенок проходит по дорожке и называет направление передвижения): «Найди клад», «Разведчики», «» и т.д.

Гейминизация  коррекционного  процесса  в  условиях логопункта  позволяет  реализовывать  современные  педагогические  технологии,  среди  которых  наиболее  эффективной    является  личностно-ориентированная  технология. 

 

Ребенок, приходя в логопедический кабинет, имеет возможность выбрать  из  большого  разнообразия  игр  те,  которые  интересны  именно  ему.  Варианты  выбора  также  разнообразны:  можно  крутить  волчок  или дрейдл,  вынимать   из  сортера  сигнальную  фишку.  Содержание  речевого  материала  уже  заранее определено логопедом. 

Игры помогают сократить этапы автоматизации и дифференциации, избежать  рутины  при  многократном  повторении  речевого  материала,  сделать коррекционный процесс увлекательным, интересным, следовательно, повысить мотивацию, а значит, и эффективность работы.

Можно ещё почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получайте новости сайта на почту:

Введите e-mail адрес:

Свежие записи

Подписаться на новости

Введите e-mail адрес:

Мои презентации

Уважаемые посетители сайта! Все мои презентации, использованные в статьях, можно скачать на Slideshare.net.Я буду рада, если они помогут в решении речевых проблем у ваших детей.