Заговори,чтобы я тебя увидел…
Сайт логопеда Ирины Гарбуз
Логопед Ирина Гарбуз

О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДЕТСКОГО САДА

1

 В последнее время отмечается значительное увеличение числа детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности и различного этиопатогенеза. Тем не менее, в условиях оптимизации логопедические группы, созданные для помощи детям с ТНР, повсеместно закрываются или реорганизуются в логопункты. Восстановить речевую функцию детей с ОНР II – III уровня в данных обстоятельствах становится чрезвычайно сложной задачей. Как правило, на логопункт детского сада попадают дети с сохранным зрительным, слуховым анализатором и первично сохранным интеллектом. Однако, по результатам диагностики, у большинства из них не сформированы сенсорные эталоны. Поэтому возникает необходимость восполнить пробелы в психическом развитии воспитанников.

     Исследования А. Р. Лурия,  Л. С. Выготского показали, что речь для своего развития требует хорошего функционирования психологических процессов. Поэтому формирование психологической базы речи остается одной из важнейших задач коррекционной работы учителя-логопеда.

     В условиях логопункта  целью логопедического воздействия на детей с ТНР является создание такой речевой базы, которая позволит их речи далее развиваться спонтанно и сложиться в систему. В ходе развития речи и неречевых психических процессов обязательно учитывается структура нарушения. В одних случаях, прежде чем приступить к коррекции речевой функции ребенка, необходимо осуществить работу по коррекции восприятия, внимания, памяти, мышления воспитанника. В других случаях необходимо параллельное развитие речи и познавательной функции.

Таким образом, учитель-логопед организует взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя. Каждый из этих специалистов по-своему воздействует на психическое развитие дошкольника.

       Для учителя-логопеда наиболее значимым направлением, на котором в дальнейшем будет базироваться коррекционная речевая работа, является развитие слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти.

      Классифицируя игровой материал, мы руководствовались следующими задачами:

1). Включить игры и игровые упражнения, направленные на развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

2). При выполнении игровых заданий основной акцент сфокусировать на речевой деятельности ребенка (на речепродуцировании).

3). При систематизации игрового материала учитывать возрастные особенности воспитанников.

      В подборе дидактического материала использовались пособия               А.А. Катаевой, Н. В. Нищевой, О. А. Новиковской, Е. А. Стребелевой,          Т. А. Ткаченко и других авторов.

В данной статье предлагается часть игровых упражнений из каждого блока.

  1. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Работа на этом этапе помогает закреплению, актуализации у ребенка таких понятий, как «ряд», «последовательность», что является основой, базой для формирования и развития слоговой структуры слова, звукослогового анализа и синтеза, помогает в работе при составлении рассказов по серии сюжетных картинок и цепных рассказов. Кроме того, работа по данному направлению способствует развитию ориентировки в пространстве, на плоскости, в схеме собственного тела, поддерживает развитие межполушарного взаимодействия воспитанника.

1.1.  Игры на восприятие формы.

Основная задача данного этапа – актуализировать, закрепить навыки различения геометрических фигур по форме. Для этого осуществляем различные манипуляции – наложение, прикладывание, переворачивание предметов и т.д. Следуя рекомендациям психологов, сначала сравниваем по форме предметы, затем переходим к работе с геометрическими фигурами, в заключении, группируем по форме рисунки с изображениями геометрических фигур.

Используем игры: «Спрячь игрушку», «Найди окошко», «Почтовый ящик», «Спрятались от дождика», «Запомни и найди», «Найди похожие фигуры», «Сложи рисунки из фигур», «Узнай и запомни» и др.

1.2. Игры на восприятие цвета.

Задача этого этапа — актуализировать, закрепить основные цвета и их оттенки в соответствии с возрастными особенностями дошкольников посредством сравнения. Тихомирова Л.Ф. рекомендует сначала прикладывать, выбирать и группировать предметы по цветовому признаку, тем самым формируя у ребенка систему цветовых образцов — эталонов. В дальнейшем, дошкольник осуществляет эту операцию мысленно, сравнивая цвет предмета с эталоном.

Используем игры: «Подбери к каждому предмету цвет», «Найди одинаковые по цвету игрушки», «Сложи узор», «Найди похожие овалы», «Сложи радугу», «Собери букет» и др.

1.3. Игры на восприятие величины.

На этом этапе актуализируем, закрепляем навыки различения предметов по величине, длине, высоте, ширине, толщине путем наложения, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Сначала ребенок работает с реальными предметами, затем с плоскими фигурами и только потом переходит к игре с изображениями предметов, осуществляя умственные действия по восприятию заданного параметра.

 «Принеси кубик», «Пирамидки», «Три медведя», «Грибочки в лесу», «Сравни листочки», «Поставь по росту», «Сравни карандаши по длине», «Широкие-узкие», «Определи толщину», «Толстое-тонкое» и др.

1.4. Игры на восприятие пространства.

Основная задача данного этапа – актуализировать, закрепить понятия «далеко-близко», «глубоко-мелко», «верх-низ», «справа-слева», «здесь-там».

Психологи рекомендуют сначала проводить игры на восприятие расстояния, глубины, а затем на восприятие направления.

«Далеко-близко», «Волк и зайчик», «Глубоко-мелко», «Здесь и там», «Куда?», «Где?», «Какая яма?» и др.

1.5. Игры на восприятие времени.

Основная задача данного этапа – актуализировать, закрепить понятия «утро-день-вечер-ночь», «зима-весна-лето-осень», «часы-минуты-секунды», «быстро-долго», «часто-редко», «давно-недавно», «вчера-сегодня-завтра», используя жизненный опыт ребенка.

Применяем игры: «Время года», «Быстро-долго», «Вначале и потом», «Кто старше?», «Когда?» и др.

  1. Развитие тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти.

Основная цель работы по этому направлению – актуализация, закрепление навыка восприятия предметов с помощью разнообразных органов чувств, что помогает ребенку всесторонне изучить предмет, узнать этот предмет по одному или нескольким свойствам. Тактильное обследование предметов позволяет воспитаннику уточнить свойства материалов, это является основой для развития номинативного и атрибутивного словаря. Действия с исследуемыми предметами способствуют развитию предикативного словаря ребенка. Используя рекомендации Катаевой А. А., Стребелевой Е. А, на начальных этапах работы применяем игры, направленные на восприятие целостных объемных предметов. В последующем, организовываем игры, направленные на восприятие контуров предметов, то есть сначала дети ощупывают предметы, а затем обводят предметы по контуру.  

2.1. Игры на узнавание предметов на ощупь.

«Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Холодно-тепло-горячо», «Узнай овощ», «Узнай фрукт», «Ощупай и слепи», «Чей это домик?» и др.

2.2. Игры на развитие представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти.

«Чудесный мешочек», «Обведи и нарисуй», «Обведи, покажи и назови», «Большие и маленькие шары», «Угости зверюшек», «Найди картинку», «Маленькая няня» и др.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Особое направление в работе учителя-логопеда, является начальным этапом формирования фонематических процессов у детей. Деятельность на этом этапе ведется по двум направлениям:

3.1. Игры на развитие неречевого слуха.

Сначала используем игры, направленные на узнавание природных, бытовых и музыкальных шумов, затем подключаем игры, направленные на развитие чувства ритма. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихо-громко», «быстро-медленно», «высоко-низко». Выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. «Тук-тук-тук», «Кто там?», «Чудо-звуки», «Слушай, пробуй, что звучит», «Шумящие коробочки», «Хлопай, как я», «Короткий — длинный», «Высокий — низкий», «Шагаем-танцуем», «Что гудит?», «На чем играл зайка?», «Кто играл?» и т.д.

3.2. Игры на развитие речевого слуха.

На этом этапе начинаем работу с привлечения внимания ребёнка к устной речи.  Для этого предлагаем анализировать смысл фразовых высказываний и отдельных слов.

Применяем игры: «Правильно говорит Торопышка?», «Покажи и назови по порядку», «Слушай и выполняй», «Послушай и нарисуй», «Третий лишний», «Найди предмет по описанию», «Кто как кричит?», «Кто за забором?», «Какая у меня картинка?», «Лото», «Угадай, кто пришел», «Кто тебя позвал?» и т.д.

Работа по формированию психологической базы речи должна осуществляться при максимальном речепродуцировании дошкольника, то есть учитель-логопед формулирует игровую задачу таким образом, чтобы ребенок не просто подбирал предмет или  картинку , а по возможности оречевлял свои действия.

Список литературы:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии // ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2001.
  2. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь // Книголюб. 2007.
  3. Тихомирова Л. Ф. Развитие восприятия у детей 5-7 лет// Академия Развития. 2000.

  

Можно ещё почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получайте новости сайта на почту:

Введите e-mail адрес:

Свежие записи

Подписаться на новости

Введите e-mail адрес:

Мои презентации

Уважаемые посетители сайта! Все мои презентации, использованные в статьях, можно скачать на Slideshare.net.Я буду рада, если они помогут в решении речевых проблем у ваших детей.