Почему ребенок молчит? (Т.Г. Визель. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям) – М.: В. Секачев, 2011- 46с.)
Ваш малыш растет. С каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. Вот он тал останавливать глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, как умеют это только дети рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки вещи в комнате, поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, улыбается вам… И вот на 2-3 месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить. Конечно, так не бывает, чтобы ребенок в один миг перешел от молчания к речи. Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление гуления, а затем лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет к возможности общения.
На 9-10 месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до 18-20- го месяца с лепетом. Лепет становится к этому времени качественно иным, приобретает «мелодию», становится разнообразным по интонации, высоте звучания и т.д. Сами же слова воплощают наиболее интересное, ценное для ребенка. Прежде всего, это слова «мама» и «папа». Дети всего мира начинают копить свой словесный багаж именно с них. Не случайно почти во всех языках они состоят из двух повторяющихся слогов, четких по звучанию и легких для произношения.
В 1,5- 2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. В более позднем возрасте человек не может так легко овладеть языком. Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Его мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем словаря и образцы правильной речи взрослых.
Дети гениальны в освоении языка – этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретенных человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают дразнить его или не общаются с ним.
Визит к логопеду может закончиться диагнозами:
- алалия – неспособность овладеть средствами языка;
- общее недоразвитие речи (ОНР) – стойкое недостаточное владение различными средствами языка (словами, грамматикой);
- задержка речевого развития – временное недостаточное владение различными средствами языка;
- анартрия – полная неспособность членораздельно артикулировать, или дизартрия – частичная неспособность членораздельно артикулировать.
Анартрия и алалия – тяжелые формы речевых расстройств, при которых ребенок не может общаться с окружающими, а без речи он не может полноценно развиваться умственно.
Алалия (афазия развития) – диагноз, который принято ставить детям до 3,5 – 4 лет. В более позднем возрасте безречья, как правило, не бывает. Какие-то речевые навыки появляются. В связи с этим у детей с выраженными нарушениями речевого развития после 4,5 — 5 лет речевой дефект чаще всего обозначается как общее недоразвитие речи (ОНР). Этот термин введен известным отечественным исследователем детской речи Р. Е. Левиной. Слово «общее» означает, что у ребенка не формируется не только устная речь, но отстает и способность понимать речь и , особенно, улавливать значение грамматических элементов языка. Детей с ОНР делят на группы соответственно степени тяжести речевого дефекта:
I – зачатки слов, присутствие лепетных фрагментов;
II – резкое ограничение словаря и отсутствие фразовой речи;
III – грубое нарушение речевого развития;
IV – негрубое нарушение речевого развития.
Молчание или скудность речи ребенка вызывает у родителей тревогу. Наиболее грамотные из них задаются вопросом, почему их ребенок не говорит, уже тогда, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы. Излишне убеждать в том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.
Как это ни прискорбно, бывают и безнадежные случаи, когда даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное) – синдром детского церебрального паралича (ДЦП).
Каковы же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребенка и, прежде всего, его речевой функции?
Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Как бы обидно и несправедливо это ни звучало, дети расплачиваются за грехи родителей. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на ту или иную патологию.
Во-вторых, причиной аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в том числе связанных с профессией).
В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. Об этом факторе поговорим подробнее. «Трудны роды, но забывчивы»… Эта народная мудрость, конечно, справедлива. Роды – естественный процесс и заканчиваются они такой наградой, которая стирает из памяти все трудности, сопровождающие чудо появления на свет новой жизни.
К великому сожалению, в наши дни случаи неблагополучных родов нередки. Особенно часты родовые травмы. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия – удушение. Асфиксия наступает из-за ранней отслойки плаценты («детского места»), при обвитии шейки ребенка пуповиной и пр. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травма мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.
В-четвертых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного мозга в доречевом периоде жизни ребенка. К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа.
Если аномалии речевого развития ребенка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни.
Добавить комментарий