Как развивать речь малыша дома.
Игры со словами
В современном мире у многих занятых родителей совсем не остается времени для занятий со своими детьми. На самом деле, найти свободную минутку для речевых игр с ребенком не так сложно. Например, поиграйте с малышом по дороге в детский сад или во время прогулки. Существуют очень доступные речевые игры, не требующие никакого оборудования, только Ваше желание помочь малышу в развитии речевых навыков.
Кто больше?
Можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый известный — кто больше придумает слов на определенный звук или букву.
Цепочки слов
Взрослый и ребенок придумывают цепочки слов, в которых каждое последующее слово начинается со звука, которым заканчивается предыдущее.
(например, корова – автобус – собака – ананас и т. д. по цепочке)
Закончи слово
Предложите малышу поиграть встроителей. Объясните, что строить вы будете не дома, а слова.
Взрослый начинает слово, проговаривая первый слог, а ребенок его «достраивает» (например, ма….лина, са….мокат и т. д.).
Закончи предложение
Продолжайте игру, но достраивайте уже не слова, а предложения. Например, ветер… дует, солнце…светит, дождик…капает и т. д.
Назови ласково
Поиграйте в фокусников!
Скажите: «Я буду называть большой предмет, а ты будешь превращать его в маленький». Например, стол – столик, гриб – грибок, рука — ручка, дерево – деревце и т. д.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.
Четвертый лишний
Взрослый называет четыре слова и предлагает малышу выбрать лишнее. Обязательно уточните, почему ребенок выбрал именно такой вариант ответа ( например, яблоко, груша, помидор, слива). Помогайте ребенку в случае затруднений. Играйте не только с существительными, но и с глаголами, и с прилагательными (например, чистый, умытый, очищенный, запачканный; доставать, вытаскивать, вынимать, складывать).
Кто у кого?
Вспомните вместе с малышом названия детенышей животных: у кошки – котята, у коровы…., у свиньи…, у собаки…
Что для чего?
Выясните, какая посуда требуется для следующих продуктов: для сахара…сахарница, для сухарей…сухарница, для супа…супница, для конфет…конфетница, для селедки…селедочница и т. д.
Жадина
Взрослый называет любой предмет, а ребенок, изображая жадину, утверждает, что это его предмет (например, сумка — моя сумка, мяч — мой мяч и т. д.)
Посчитай-ка
Предложите ребенку посчитать окружающие вас предметы, например, от 1 до 5 и обратно (одна береза, две березы, три березы и т. д.)
Один — много
Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, а ребенок – такое же слово, но обозначающее несколько предметов (зайчик – зайчики, игрушка — игрушки).
Похлопай
Предложите ребенку отхлопать названные вами слова, то есть разделить на слоги при помощи хлопков. Например, ро-маш-ка, ма-ши-на и т. д. Затем поменяйтесь ролями.
Чего не стало?
Поиграйте с ребенком в волшебников! Называйте любые предметы, а ребенок пусть займется процессом превращения их в невидимок (краски — нет красок, книга — нет книги и т. д.)
Скажи наоборот
А теперь пусть ребенок превратится во вредину!
Называйте любые предметы или явления, пусть малыш попробует подобрать слова с противоположным значением.
Кто чем работает?
Вспомните вместе с малышом, чем рисует художник, чем мешает суп повар, чем подметает дворник, чем шьет швея и т. д.
Добавь словечко
Один из вариантов игры «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Птица летит, а птицы… . Корова мычит, а коровы… .
Образуй действия от предметов
Превратите вместе с ребенком существительные в глаголы: звон – звонить, знание – знать, знакомство – знакомить, название – назвать, зазнайка – зазнаваться.
Обязательно помогайте ребенку, поддерживайте его, поощряйте любое словотворчество малыша!
Добавить комментарий